ПО ИТОГАМ СЕМИНАРА – КОНКУРСА

Одним из победителей областного семинара-конкурса «Лесной родник», состоявшемся этим летом в Гаврилов-Ямском районе, стал молодой прозаик из Ярославля Евгений Долматович.

Евгений Долматович родился в 1986 году в Ярославле. Окончил Ярославскую военную финансово-экономическую академию имени генерала армии А.В. Хрулёва. Публикуется в журналах «Фантоскоп», «Homo Legens», в литературных сборниках.

Представленный на семинар-конкурс рассказ «Октябрь» — о детях-уродцах с тяжёлыми генетическими заболеваниями, живущими в специализированном отделении детской клиники, заслуживает особого внимания.

Автор основательно изучил тему. Он описывает не столько истории жизней, сколько истории болезней пятерых детей, наделив их вместо имён прозвищами-диагнозами: Бабочка, Стекляшка, Старикашка, Горбун. Имя есть только у девочки – Алиса, но и прозвище тоже есть – Вампир. Собственно жизни у этих детей не было. Было рождение и ряд необратимых изменений в организме, приводящих к безобразным уродствам. Жутковатые монстрики , отверженные, от которых часто отказываются даже родители, не вызывают сострадания у читателя, скорее – отвращение, брезгливость. Поначалу создаётся впечатление, что автор просто спекулирует на модной теме.

Скудно, не привлекательно описаны будни больницы: обеды, завтраки, прогулки, процедуры… «Дни же, словно жёлтые слизни, тянулись один за другим, оставляя за собой мерзкий липкий след».

У детей сложились свои особые отношения между собой и с мед. персоналом, скупо описанные автором. Скованность в передвижении породила однообразие жизни, уродство – замкнутость общения, сдержанные эмоции, суховатые диалоги. Боль, вечная не проходящая боль делает этих детей мрачноватыми, насмешки здоровых детей, которые приходят дразнить уродцев, как зверьков, вызывает обиды, отчуждённость. И тут-то и начинаешь понимать, что история болезни – это и есть подлинная история жизни маленьких уродцев.

Но дети есть дети. В палатах по ночам обитают привидения и монстры, которые воспринимаются как продолжение той жутковатой реальности, которой угощает нас автор, как неотъемлемая часть больничной атрибутики. Бывают шутки, грубоватые, страшноватые, но всё же. Так жутковатый с вида Горбун до обморока пугает новую практикантку, ещё не привыкшую к пациентам этого отделения, подойдя к ней ночью неожиданно сзади, чтобы попросить стакан воды. Просто так, шутки ради.

Удивительно то, что не обида ( на родителей, на сверстников, на врачей, на всех здоровых людей) и не злоба являются определяющими в жизни этих детей, но какое-то очень не детское понимание судьбы, умение понять боль другого, простить. И больше того – любить, жертвовать собой. Это и неожиданно и, если вдуматься, очень обоснованно в искалеченных детских телах ( не душах). Именно это вызывает у читателя некий род катарсиса и с головой оправдывает автора, его тему, его суховатое сдержанное повествование.

Одно из самых сильных мест рассказа – игра, придуманная Старикашкой и Горбуном. Горбун так изуродован, что не может даже лежать, старикашка страдает скоротечным старением и нет у него ничего впереди, кроме боли. Игра, которую они придумали, — в покойников, кто дольше пролежит как мёртвый, тот и выиграл. Старикашка на этот раз так и остался неподвижным. Горбуна нашли рыдающим. «Серёга выиграл» — сообщил он.

Думается, что молодому автору в значительной мере удалось войти в положение маленьких отверженных и создать живые запоминающиеся образы. Брезгливость, которую испытываешь, начиная читать рассказ, постепенно преобразуется в сострадание. По моему мнению, рассказ «Октябрь» один из самых удачных рассказов молодого автора и вполне достоин публикации.