Васильева Алеся

15 лет, г. Данилов
(шорт-лист)

Немой художник

В небольшом городке на севере Франции жил мальчик по имени Жан Муэт. С самого детства Жан потерял дар речи, что ограничивало его в общении с родными и друзьями.  Он рос очень добрым и умным мальчиком, хотя в семье ему жилось очень трудно. Мать не понимала его, поэтому он проводил много времени со своей бабушкой Инес Бьен. У этой старушки были совсем седые волосы, которые она закалывала заколкой, хранящейся в их семье уже много поколений и приносящей счастье родным. Также она носила круглые очки, которые часто спускались ей на нос, а на шее всегда был повязан белый лёгкий шарфик. Она часто проводила всё своё время на кухне, ведь кормить семью вкусным обедом было её любимым занятием.

— Птенчик мой, беги скорее, будем читать!  – ласково звала бабушка внука.

Жан быстро бежал на мягкий диван перед камином, скидывал подушки на пол и с нетерпением ждал бабулю. Та не торопясь шла в комнату с книгой. Это была любимая книга Жана «Le Petit Chaperon rouge» (с фран. «Красная шапочка»). Бабушка садилась рядом с внуком, открывала книгу и начинала читать. При каждом её слове у него блестели глаза, и он представлял каждую подробность сказки.

Уже темнело. Бабуля начинала дремать с книгой в руках, и каждый раз, когда она погружалась в сон, Жан дёргал её за подол домашнего халата. С трудом дочитав книгу, бабушка поставила её на полку и ушла в спальню. В это время Жан вскочил с дивана, подошёл к окну и увидел, как его сверстники весело хохочут и бегут гурьбой домой, таща за собой тележку с игрушками. Жан задёрнул занавески и сел на диван, опустив голову. Он так хотел высказаться! Так хотел побыть рядом с друзьями!  Но для этого нужно было чудо…  Бабушка погасила свет в спальне, а Жан сидел на диване, глядя на камин, и представлял, что огонь — это его друг. Он думал, что огонь пытается ему что-то сказать, но не может.

— Как я тебя понимаю, – думал Жан. Смотря на яркие искры, он улыбался.

— Ты мой единственный друг, ты такой же, как я. Что же ты хочешь мне сказать? – сев на пол у камина, думал мальчик. Он лёг на подушки, лежащие на полу и, смотря на языки пламени, он заснул.

Утром Жан проснулся от тонкого аромата кофе, что готовила бабуля. Он посмотрел на камин, но уже не увидел того яркого пылающего друга, он увидел гаснущие угольки.

— Неужели и я когда-нибудь погасну, не успев ничего никому сказать, – опечалился немой мальчик.

Он резко встал с пола, убрал все подушки и пошёл на кухню. Там бабушка уже пекла оладьи и складывала их в маленькую корзиночку. Жан удивлённо смотрел и не понимал, почему сегодня бабуля кладёт все оладьи в корзину, а не на блюдце. Жан подошёл к старушке и дёрнул её за подол. Она повернулась, а он указал на корзину пальцем и пожал плечами. Бабушка улыбнулась, взъерошила его светлые волосы и сказала:

— О, мой дорогой птенчик, сегодня мы идём в школу!

От этих слов глаза мальчика заблестели от слёз, но он плакал не от горя, он благодарил всё и всех. А эти слёзы – это были слёзы счастья. Он крепко обнял бабушку и начал прыгать и хлопать. Бабуля сразу поняла, что эта идея очень понравится ему, но остановила его:

— Жан, поди-ка пока умойся. «Я тебе ещё костюм припасла», – сказала бабушка и указала на шкаф.

Жан побежал умываться. Потом он вприпрыжку прискакал к шкафу, открыл его и увидел коричневые брюки на подтяжках, рубашку в клетку и лакированные ботиночки. Он не мог нарадоваться, ведь он получил то, о чём так мечтал – собственную школьную форму.

Прошла пара минут, и Жан уже стоял у выхода, готовый к школе. Бабушка быстро надела берет и сунула ноги в башмаки. Взяв корзину, они с Жаном вышли во двор.

Они шли по широкой улице. Вокруг всё кипело жизнью. В кафе сидели две дамы, которые о чём-то болтали. Мимо проходили деловые люди, спешившие на работу, а навстречу шла очень маленькая старушка с карликовым пёсиком на поводке. С афиш «кричала» реклама, с витрин магазинов приветствовали Жана манекены, повсюду шумели машины, и много детей со своими родителями спешили в школу. Бабушка взяла Жана за руку, чтобы тот не потерялся в толпе.

Вот уже они подошли к школе. Перед ними — огромное здание с большими окнами.  Жану стало не по себе. Что-то внутри давило его. Он крепко схватил бабушку, и они вошли. На пороге их встретила учительница. Она улыбнулась, глядя на мальчика.

-Ну, здравствуй, Жан! Я уверена, что тебе тут понравится, пошли за мной, я познакомлю тебя с твоим классом, – протянув руку, сказала она. Его рука затряслась, но он всё-таки протянул её.

Через пару минут его встретил светлый класс. Большая доска, большие окна, много парт с ребятами, и учительский стол с цветами и учебниками. Ребята улыбались ему, а он, побаиваясь, смотрел на происходящее.

-Ребята, это наш новый ученик. Его зовут Жан, Жан Муэт. «Присаживайся, вон там есть место рядом с Джозефом», – сказала учительница.

Жан сел за парту, и весь урок изучал ребят, свой класс и учительницу.

-Ты чего молчишь? Не бойся меня, я же не кусаюсь, – тихо сказал Джозеф.

Жан улыбнулся, посмотрел по сторонам и прямо на парте он начал писать карандашом: «Я не могу говорить».

-Очень смешно, не хочешь не надо, – резко ответил ему сосед.

Жан опустил голову и смирно ждал конца урока. После звонка к нему подошли ребята, начали расспрашивать его обо всём. Жан чувствовал себя ужасно. Он так хотел ответить всем, но не мог. Он встал с места и вышел из класса.

-Как же я хочу поговорить с ними. Ну почему я такой? За что? Как мне подружиться с ними? – со слезами на глазах думал Жан.

Прозвенел звонок, и он вернулся в класс. Это был урок искусства. Жан чирикал на листе, не слушая учителя. Но после того как она произнесла: «Ребята, искусство – это способ самовыражения!», для мальчика открылся новый мир…

Прошли года, и вот будущий великий художник Жан Муэт открывает свою первую выставку, которую назвал «Первое слово», которую посетили все жители его города. Именно на том первом школьном уроке Жан понял, что даже если ты не в состоянии говорить с людьми напрямую, ты в любое время можешь говорить с ними на языке искусства. На одной из его картин был изображён камин, да-да, тот самый камин, который на протяжении стольких лет был единственным другом Жана. Эта картина называлась «Такой же, как я». А самой большой и самой важной картиной на этой выставке была картина «Птенчик». На ней была изображена бабуля, те самые седые волосы, те очки, съехавшие на нос и тот самый белый платочек, который повязан на шее. А в руках бабушки был птенчик. Он был таким маленьким и беззащитным, и только любовь бабушки помогла ему понять, что даже если тебя никто не понимает, нужно искать любой способ для самовыражения.  И этот способ – искусство.

По вечерам Жан сидит на мягком диване, скинув подушки, смотрит на камин и думает: «Когда-нибудь и ты сможешь найти способ, главное быть готовым на всё ради этого».

И кто знает, может, в этом самом городе, в том самом доме, сейчас «немой художник», глядя в окно, наблюдает за каждым из нас. Своими картинами он помогает найти нам способ, благодаря которому мы будем счастливы, как счастлив сейчас он.